Обеспечение работников средствами индивидуальной защиты (СИЗ)

Как мы уже упоминали ранее, одной из обязанностей работодателя в сфере ОТ является обеспечение отдельных работников специальной одеждой, специальной обувью и другими СИЗ, а также моющими и обезвреживающими средствами. В этом разделе спецвыпуска мы разберемся, кого нужно обеспечивать СИЗ, в каком порядке и в каких объемах, а также рассмотрим нюансы бухгалтерского и налогового учета таких средств.

4.1. Кого обеспечивать средствами индивидуальной защиты

Бесплатно выдают спецодежду, спецобувь и другие СИЗ, а также моющие и обезвреживающие средства тем работникам, которые заняты на работах ( ст. 163 КЗоТ и ст. 8 Закона об охране труда):

— с вредными и опасными условиями труда;

— связанных с загрязнением или неблагоприятными метеорологическими условиями;

— разовых, связанных с ликвидацией последствий аварий, стихийного бедствия и т. д., не предусмотренных трудовым договором.

При этом приобретение, комплектование, выдачу и содержание СИЗ работодатель осуществляет за свой счет и в соответствии с нормативно-правовыми актами по ОТ и коллективным договором.

Основным нормативно-правовым актом, определяющим порядок выдачи работникам СИЗ, является Положение № 53.

Информацию о том, в каких случаях и какие категории работников согласно этому Положению имеют право на бесплатное обеспечение СИЗ, представим в табл. 4.1.

Таблица 4.1. Категории работников, имеющих право на бесплатное обеспечение СИЗ

Категории лиц, подлежащих бесплатному обеспечению СИЗ

Норма Положения № 53

Пояснение

Постоянные работники

П. 1.4

СИЗ обязательно выдают работникам:

— профессий и должностей (профессиональных названий работ), которые применяются в соответствующих производствах, цехах, участках с вредными и опасными условиями труда;

— при выполнении определенных работ с вредными и опасными условиями труда;

— на работах, связанных с загрязнением или осуществляемых в неблагоприятных метеорологических условиях

Работники, привлекаемые к выполнению разовых работ

П. 1.2

СИЗ должны быть обеспечены работники, которых привлекают к выполнению разовых работ, связанных с ликвидацией последствий аварий, стихийных бедствий и т. п., которые не предусмотрены трудовым договором

Учащиеся на время прохождения практики, инструкторы

П. 4.11

Соответствующие СИЗ выдают:

— учащимся, обучающимся в учебных заведениях независимо от форм обучения, на время прохождения производственной практики (производственного обучения) на предприятии;

— инструкторам, выполняющим работы по профессиям и должностям, для которых отраслевыми нормами предусмотрены СИЗ, на время выполнения этой работы

Временные работники

П. 4.11

Работникам, временно выполняющим работы по профессиям и должностям, для которых отраслевыми нормами предусмотрена выдача СИЗ, на время выполнения этой работы выдают соответствующие СИЗ

Работники-совместители и работники, совмещающие профессии

Пп. 4.11 и 4.13

Работникам, которые совмещают профессии или работают по совместительству, кроме СИЗ, которые выдают им по основной профессии, в зависимости от выполняемых работ необходимо дополнительно выдавать СИЗ, предусмотренные нормативно-правовыми актами, для выполнения работ по профессии по совместительству или при совмещении с учетом сроков их годности

Руководители структурных подразделений

(в том числе мастера, старшие мастера, бригадиры, старшие и главные механики и т. п.), а также помощники работников

П. 4.12

Таким работникам СИЗ выдают при условии, что:

1) их профессии (профессиональные названия работ) предусмотрены в типовых (отраслевых) нормах бесплатной выдачи СИЗ;

2) они непосредственно принимают участие в выполнении тех работ, которые дают право работникам соответствующих профессий на получение СИЗ

Итак, мы разобрались с лицами, бесплатное обеспечение которых спецодеждой, спецобувью и другими СИЗ является обязанностью работодателя. Теперь время узнать о нормах выдачи таких СИЗ.

4.2. Нормы выдачи

Согласно п. 1.4 Положения № 53 СИЗ выдают лицам, работающим по профессиям и на должностях, на которых такая выдача предусмотрена нормативно-правовыми актами по вопросам ОТ, в соответствии с нормами бесплатной выдачи работникам специальной одежды, специальной обуви и других СИЗ (далее — Нормы бесплатной выдачи СИЗ).

Такие Нормы устанавливают для работодателя обязательный минимум бесплатной выдачи СИЗ с определением их защитных свойств и сроков использования (ношения).

На сегодняшний день для многих отраслей действуют типовые (отраслевые) нормы бесплатной выдачи СИЗ. Перечислим основные из них (см. табл. 4.2).

Таблица 4.2. Типовые (отраслевые) нормы бесплатной выдачи СИЗ

Отрасль народного хозяйства или отдельное производство

Документ, которым установлены типовые (отраслевые) нормы бесплатной выдачи СИЗ

Работники общих профессий различных отраслей промышленности

Приказ Госгорпромнадзора от 16.04.2009 г. № 62

Работники строительства, занятые на таких работах:

— строительных;

— монтажных;

— ремонтно-строительных;

— дорожно-строительных;

— электромонтажных;

— сантехнических;

— наладочных;

— специальных;

— по строительству метрополитенов, туннелей и подземных сооружений специального назначения и пр.

Приказ Госнадзорохрантруда от 17.05.2004 г. № 126

Работники торговли

Постановление Госкомтруда СССР и Президиума ВЦСПС от 20.02.80 г. № 43/П-2 (приложение 8)

Работники учреждений, предприятий и организаций системы здравоохранения

Приказ Минздрава СССР от 29.01.88 г. № 65

Работники масложирового, спиртового, ликеро-водочного, пивобезалкогольного, табачного и табачно-ферментационного, парфюмерно-косметического и эфиромасличного производств

Приказ Госнадзорохрантруда от 10.06.98 г. № 115

Работники мясной и молочной промышленности

Приказ Госнадзорохрантруда от 10.06.98 г. № 116

Работники сельского и водного хозяйства

Приказ Госнадзорохрантруда от 10.06.98 г. № 117

Работники элеваторной, мукомольно-крупяной и комбикормовой промышленности

Приказ Госнадзорохрантруда от 10.06.98 г. № 118

Работники связи

Приказ Госнадзорохрантруда от 08.07.98 г. № 139

Работники целлюлозно-бумажной промышленности

Приказ Минтруда от 28.12.2000 г. № 359

Работники учреждений здравоохранения и социального обеспечения, медицинских научно-исследовательских учреждений и учебных заведений, производств бактерийных и биологических препаратов, материалов, учебных наглядных пособий по заготовке, выращиванию и обработке медицинских пиявок

Постановление Госкомтруда СССР и Президиума ВЦСПС от 18.08.80 г. № 241/П-9 (приложение 10)

Работники химических производств

Приказ Госнадзорохрантруда от 07.09.2004 г. № 194 (часть 1)

Приказ Госгорпромнадзора от 13.12.2007 г. № 305 (часть 2)

Работники электроэнергетической отрасли

Приказ Госнадзорохрантруда от 01.11.2004 г. № 241

Работники деревообрабатывающей промышленности

Приказ Госнадзорохрантруда от 31.01.2005 г. № 19

Работники лесного хозяйства

Приказ Госнадзорохрантруда от 25.04.2005 г. № 65

Работники стекольной промышленности

Приказ МЧС от 30.01.2006 г. № 41

Работники машиностроения и металлообрабатывающей промышленности

Приказ МЧС от 21.02.2006 г. № 89

Работники рыбного хозяйства

Приказ МЧС от 11.04.2006 г. № 214

Работники кондитерского, хлебопекарного и макаронного производств

Приказ Госгорпромнадзора от 26.03.2007 г. № 59

Работники судостроительной промышленности

Приказ Госгорпромнадзора от 29.03.2007 г. № 64

Работники приборостроительной промышленности

Приказ Госгорпромнадзора от 29.03.2007 г. № 65

Работники резинотехнической отрасли

Приказ Госгорпромнадзора от 01.10.2007 г. № 223

Работники обувной отрасли промышленности

Приказ Госгорпромнадзора от 29.10.2007 г. № 248

Работники кожевенной отрасли промышленности

Приказ Госгорпромнадзора от 29.10.2007 г. № 249

Работники радиоэлектронной промышленности

Приказ Госгорпромнадзора от 11.12.2007 г. № 297

Работники предприятий промышленности стройматериалов

Приказ Госгорпромнадзора от 11.12.2007 г. № 298

Работники авиационного транспорта

Приказ Госгорпромнадзора от 25.03.2008 г. № 57

Работники горнодобывающей промышленности

Приказ Госгорпромнадзора от 21.08.2008 г. № 184

Работники металлургической промышленности

Приказ Госгорпромнадзора от 27.08.2008 г. № 187

Работники трикотажного производства

Приказ Госгорпромнадзора от 10.11.2008 г. № 239

Работники шерстяного производства

Приказ Госгорпромнадзора от 10.11.2008 г. № 240

Работники текстильного (хлопкового) производства

Приказ Госгорпромнадзора от 08.12.2008 г. № 263

Работники авиационной и оборонной промышленности

Приказ Госгорпромнадзора от 22.12.2008 г. № 288

Работники дорожного хозяйства

Приказ Госгорпромнадзора от 24.12.2008 г. № 292

Работники электротехнической промышленности

Приказ Госгорпромнадзора от 29.12.2008 г. № 300

Работники водного хозяйства

Приказ Госгорпромнадзора от 12.10.2009 г. № 169

Работники метрополитенов

Приказ Госгорпромнадзора от 28.12.2009 г. № 214

Работники фарфоро-фаянсового производства

Приказ МЧС от 06.02.2012 г. № 247

Работники производства нетканых материалов

Приказ МЧС от 06.02.2012 г. № 248

Работники нефтегазовой промышленности

Приказ МЧС от 09.07.2012 г. № 962

Работники, осуществляющие деятельность по производству ртутных термометров, авторучек, целлулоида и изделий из него, музыкальных инструментов, протезов

Приказ МЧС от 06.11.2012 г. № 1308

Работники бытового обслуживания

Приказ МЧС от 08.11.2012 г. № 1315

Работники жилищно-коммунального хозяйства

Приказ МЧС от 10.12.2012 г. № 1389

Работники производства искусственной кожи и технических тканей

Приказ МЧС от 14.12.2012 г. № 1421

Работники производства меха и меховых изделий

Приказ МЧС от 14.12.2012 г. № 1422

Работники нефтеперерабатывающей промышленности

Приказ Минэнергоугля от 27.05.2013 г. № 278

Работники гидролизного и лесохимического производств

Приказ Минэнергоугля от 16.07.2013 г. № 453

Работники производства материалов и изделий на основе хризотилового асбеста

Приказ Минэнергоугля от 28.08.2013 г. № 601

Работники паросилового, энергетического хозяйства, станций и цехов по выработке генераторного газа

Приказ Минэнергоугля от 23.10.2013 г. № 773

Работники горноспасательных и газоспасательных команд

Приказ Минэнергоугля от 19.12.2013 г. № 967

Работники, занятые на работах с радиоактивными веществами и источниками ионизирующего излучения

Приказ Минэнергоугля от 06.02.2014 г. № 116

Работники железнодорожного транспорта

Приказ Минсоцполитики от 30.01.2017 г. № 141

Заметьте: некоторые из указанных в табл. 4.2 нормативных документов утверждены еще во времена СССР. Однако они являются действующими и на сегодняшний день на основании постановления Верховной Рады Украины от 12.09.91 г. № 1545-ХІІ.

4.3. Порядок обеспечения средствами индивидуальной защиты

При обеспечении работников СИЗ работодатель должен учитывать требования, установленные Положением № 53. Рассмотрим их.

1. Приобретаемые СИЗ должны иметь положительное заключение государственной санитарно-эпидемиологической экспертизы, сертификат соответствия или свидетельство о признании соответствия, а также удовлетворять требованиямТехнического регламента средств индивидуальной защитыутвержденного постановлением КМУ от 27.08.2008 г. № 761 ( п. 3.1 Положения № 53).

Обратите внимание: не запрещено обеспечивать работников спецодеждой, спецобувью и другими СИЗ, взятыми в арендуу других субъектов хозяйствования, соблюдая при этом нормы п. 3.1 Положения № 53 (см. письмо Госгорпромнадзора от 13.09.2010 г. № 1/02-3.1/6600).

2. При определении потребности в СИЗ работодатель должен предусматривать спецодежду и спецобувь отдельно для мужчин и женщин с учетом ( п. 3.2 Положения № 53):

— их модели;

— наименования нормативных документов (ДСТУ, ГОСТ, ТУ и т. п.);

— назначения СИЗ по защитным свойствам;

— размера и роста, а для защитных касок и предохранительных поясов — типоразмеров.

3. Если на рабочем месте на работника воздействуют более одного вредного и/или опасного производственного фактора, ему необходимо использовать одновременно несколько СИЗ (например, защитную каску, лицевой щиток или защитные очки, шумозащитные наушники). При этом такие СИЗ должны быть совместимыми и эффективными против существующей опасности (опасностей) ( пп. 3.3 и 4.13 Положения № 53).

4. В отдельных случаях с учетом особенностей производства работодатель может заменять одни СИЗ на другие при условии, что защитные свойства и условия труда для пользователя не ухудшатся ( п. 3.4 Положения № 53).

При этом согласовать такую замену работодатель должен с профсоюзной организацией предприятия или, при ее отсутствии, с уполномоченным наемными работниками лицом по вопросам ОТ.

Так, заменить можно:

— комбинезон на костюм и наоборот;

— костюм на полукомбинезон с рубашкой (блузой) или сарафан с блузой;

— костюм из сукна на костюм с огнезащитной или кислотозащитной пропиткой;

— костюм брезентовый на костюм с огнезащитной или водоотталкивающей пропиткой;

— ботинки (полусапоги) кожаные на сапоги резиновые и наоборот;

— ботинки (полусапоги) на сапоги и наоборот;

— валенки на сапоги и наоборот.

5. Если отдельные виды СИЗ не указаны в Нормах бесплатной выдачи СИЗ, но предусмотрены другими нормативно-правовыми актами по ОТ (правилами, инструкциями по ОТ и т. п.), они должны быть выданы работникам в зависимости от характера и условий выполняемых работ (на срок носки — до износа).

К таким СИЗ, в частности, относятся ( п. 3.5 Положения № 53):

— предохранительный пояс;

— диэлектрические калоши и рукавицы;

— диэлектрический резиновый коврик;

— защитные очки и щитки;

— респиратор;

— противогаз;

— защитный шлем;

— подшлемник;

— накомарник;

— каска;

— наплечники;

— налокотники;

— самоспасатели;

— шумозащитные наушники;

— вкладки или шлемы;

— светофильтры;

— виброзащитные рукавицы и прочее.

6. При поступлении СИЗ на предприятие работодатель должен обеспечить приемку и проверку СИЗ на их соответствие требованиям нормативных документов (ДСТУ, ГОСТ, ТУ).

Для этого должна быть создана комиссия из представителей администрации, профсоюзной организации (при ее отсутствии в состав комиссии включают уполномоченного по вопросам ОТ). Если выявлено несоответствие СИЗ требованиям нормативно-технической документации, то некачественные СИЗ подлежат возврату или замене ( пп. 3.6 и 3.7 Положения № 53).

Запрещено выдавать вместо СИЗ материалы для их изготовления или денежные средства для их приобретения

Такой запрет содержится, в частности, в ст. 164 КЗоТ.

В то же время работник в случае нарушения установленного нормами срока выдачи СИЗ может приобрести их за собственные средства. В таком случае работодатель обязан компенсировать работнику расходы на приобретение СИЗ в соответствии с подтверждающими документами ( ст. 164 КЗоТст. 8 Закона об охране трудап. 4.3 Положения № 53). При этом работник в обычном порядке должен оформить Отчет об использовании средств, выданных на командировку или под отчет, по форме, утвержденной приказом Минфина от 28.09.2015 г. № 841 (ср. 025069200). Порядок компенсации понесенных расходов на приобретение СИЗ должен быть прописан в коллективном договоре.

Заметьте: п. 4.3 Положения № 53 обязывает работодателей выплачивать компенсацию работнику и в том случае, если у него отсутствуют подтверждающие документы на приобретение СИЗ. В такой ситуации компенсацию расходов осуществляют по розничным ценам производителя или поставщика. В случае, когда расходы работника на приобретение СИЗ превышают розничные цены, компенсация разницы может быть выплачена, если это обусловлено в коллективном договоре.

Но помните, что такое бездокументальное возмещение с точки зрения НКУ будет расцениваться как операция по приобретению спецодежды у физлица с соответствующим обложением дохода работника.

4.4. Использование средств индивидуальной защит

Использование предоставленных работодателем СИЗ — непосредственная обязанность работника ( п. 1.8 Положения № 53). При этом работники должны использовать СИЗ исключительно по назначению.

Работодатель со своей стороны обязан позаботиться о создании понятных для работников инструкций по эксплуатации СИЗ ( п. 1.9 Положения № 53). Их требования необходимо включить в соответствующие разделы обязательных для выполнения работниками документов (инструкций по ОТ, технологических регламентов и т. п.).

Специальная одежда, специальная обувь и другие СИЗ, выдаваемые работникам, должны соответствовать характеру и условиям их применения, защищать от существующих опасностей, подходить работнику по размеру и росту (при необходимости — после соответствующего регулирования) и не должны сами приводить к увеличению риска ( п. 4.2 Положения № 53).

Давайте разберемся, какие обязанности работники и работодатели должны выполнять в процессе эксплуатации СИЗ.

Итак, работодатель обязан:

— не допускать к работе работников без СИЗ, установленных Нормами бесплатной выдачи СИЗ и другими нормативно-правовыми актами по ОТ ( п. 5.1 Положения № 53);

— не допускать к работе работников, если СИЗ находятся в загрязненном, неисправном состоянии или с просроченным сроком периодических испытаний ( п. 5.1 Положения № 53);

— в случае преждевременного износа СИЗ не по вине работника заменить их за свой счет ( п. 4.3 Положения № 53);

— обеспечить в соответствии с инструкцией по эксплуатации периодическое испытание и проверку годности СИЗ (противогазов, самоспасателей, респираторов, предохранительных поясов, электрозащитных средств, касок, накомарников), а также своевременную замену их деталей, узлов или других частей (фильтров, стеклянных деталей), если их защитные свойства ухудшились или они определенное время не использовались. После проверки на СИЗ должна быть нанесена отметка (клеймо, штамп) о сроках проведения следующего испытания ( п. 5.7 Положения № 53);

— убедиться в использовании работниками СИЗ в соответствии с инструкцией по их эксплуатации и в отсутствии в этих средствах любых изменений, которые могут привести к снижению их защитных свойств ( п. 5.2 Положения № 53);

— регулярно проводить обучение работников и проверку знаний в отношении правил пользования СИЗ согласно инструкциям по их эксплуатации, способов их регулирования (подгонки) по размеру, надевания, проверки их работоспособности ( п. 5.6 Положения № 53);

— обеспечить соответствующие условия хранения СИЗ согласно инструкциям по их эксплуатации;

— за свой счет обеспечить надлежащий уход за СИЗ, своевременную очистку (химочистку), стирку, дезинфекцию, обеспыливание, дегазацию, дезактивацию, обезвреживание и ремонт СИЗ в соответствии с процедурами, определенными инструкциями по их эксплуатации ( п. 6.2 Положения № 53). При этом должны быть сохранены защитные свойства СИЗ.

Выдача работникам СИЗ после таких процедур в непригодном состоянии или с потерей защитных свойств запрещена ( п. 6.6 Положения № 53)

Если работодатель не организовал своевременную химочистку или стирку спецодежды, он обязан выдать сменные СИЗ или возместить работнику фактические расходы на химочистку или стирку согласно подтверждающим документам ( п. 6.3 Положения № 53).

Обратите внимание: СИЗ, как правило, предназначены для личного пользования. Но бывают случаи, когда дежурные СИЗ использует несколько работников. Тогда перед каждым применением таких СИЗ необходимо проводить соответствующие санитарно-гигиенические мероприятия.

Такие мероприятия включают чистку (химочистку), стирку, обеспыливание, дегазацию, дезактивацию, дезинфекцию и т. д. ( п. 6.1 Положения № 53);

— организовать на предприятии надлежащий учет и контроль за выдачей в установленные сроки СИЗ работникам ( п. 4.7 Положения № 53).

В свою очередь, работники при использовании СИЗ обязаны ( п. 5.3 Положения № 53):

— бережно относиться к выданным им СИЗ, применять их по назначению согласно инструкциям по эксплуатации;

— уведомлять работодателя о любых недостатках при использовании СИЗ по назначению.

Срок использования СИЗ не должен превышать срока годности, определенного документами производителя (инструкциями по эксплуатации, паспортами и т. п.)

При этом отсчет срока использования СИЗ начинается со дня их фактической выдачи работникам ( п. 5.4 Положения № 53).

А как поступить с СИЗ, которые возвращены работником до окончания сроков их годности (например, при увольнении)? Все зависит от того, в каком состоянии находятся такие СИЗ. Так, если возвращенные СИЗ:

— пригодны для использования — их очищают, ремонтируют и в дальнейшем используют по назначению;

— не пригодны для использования — их списывают в установленном законодательством порядке.

Хотите выдать бывшие в эксплуатации СИЗ другим работникам? Тогда учтите, что сделать это можно только после стирки, химчистки, дезинфекции и ремонта таких СИЗ ( п. 4.5 Положения № 53).

Срок использования бывших в эксплуатации СИЗ в зависимости от степени их изношенности устанавливает работодатель по согласованию с профсоюзной организацией предприятия (при ее отсутствии — с уполномоченным трудовым коллективом по вопросам ОТ), что должно быть обусловлено в коллективном договоре. Такой срок должен учитывать характер опасности, длительность пребывания работника под ее воздействием, характеристику рабочего места работника и не может превышать сроков использования соответствующих СИЗ, которые выдаются в индивидуальное пользование согласно Нормам бесплатной выдачи СИЗ.

Дежурные СИЗ необходимо содержать в предназначенном для хранения помещении в надлежащем гигиеническом состоянии. Их выдают под ответственность руководителей работ или руководителей смен.

Сроки использования дежурных СИЗ в каждом конкретном случае в зависимости от характера и условий работы устанавливает работодатель по согласованию с профсоюзной организацией предприятия (при ее отсутствии — с уполномоченным наемными работниками лицом по вопросам ОТ). При этом заметьте: сроки использования дежурных СИЗ должны быть не меньше сроков использования соответствующих СИЗ, выдаваемых в индивидуальное пользование согласно Нормам бесплатной выдачи СИЗ ( п. 4.6 Положения № 53).

Теплая спецодежда и спецобувь (костюмы и брюки на утепленной подкладке, куртки для защиты от пониженных температур, тулупы, полушубки, валенки, шапки-ушанки и т. п.) выдают работникам с наступлением холодного времени года. Порядок их хранения в теплое время года определяет работодатель с учетом инструкции по их эксплуатации. Время пользования теплой спецодеждой и спецобувью в пределах сезона устанавливает работодатель совместно с профсоюзами (или уполномоченным наемными работниками лицом по вопросам ОТ) с учетом местных производственных и климатических условий, что должно быть установлено в коллективном договоре ( п. 4.8 Положения № 53).

Сдачу на хранение закрепленных за ними СИЗ работники осуществляют по поименному списку работников, которым они были выданы

После хранения теплая спецодежда и спецобувь должны быть в надлежащем состоянии возвращены тем работникам, от которых они были приняты на хранение ( п. 4.9 Положения № 53).

Помните: взятые на хранение теплая спецодежда и спецобувь, бывшие в использовании, должны быть продезинфицированы, тщательно очищены от загрязнений и пыли, высушены и отремонтированы. Во время хранения они подлежат периодическому осмотру один раз в 3 месяца ( п. 4.16 Положения № 53).

Условия хранения поступивших на предприятие СИЗ определены п. 4.15 Положения № 53.

В отдельных случаях там, где по условиям работы установленный Положением № 53 порядок хранения спецодежды, спецобуви и других СИЗ не может быть применен (на лесозаготовках, геологоразведочных работах и т. п.), они могут оставаться в нерабочее время у работников. Это должно быть оговорено в коллективном договоре или в правилах внутреннего трудового распорядка предприятия ( п. 4.17 Положения № 53).

Выдаваемые работникам СИЗ являются собственностью предприятия и учитываются как инвентарь. В связи с этим работники обязаны вернуть выданные им СИЗ ( п. 4.1 Положения № 53):

— при увольнении с работы;

— при переводе на том же предприятии на другую работу или другое рабочее место;

— в связи с изменением вида работ;

— при введении новых технологий;

— при введении новых или замене имеющихся средств труда;

— в других случаях, когда использование выданных СИЗ не является необходимым; — по окончании сроков их использования вместо получаемых ими новых СИЗ (в том числе при досрочном износе).

Выдачу работникам и возврат ими СИЗ отражают в Личной карточке учета специальной одежды, специальной обуви и других средств индивидуальной защиты, форма которой приведена в приложении 1 к Положению № 53 (п. 4.10 Положения № 53).

4.5. Сверхнормативное обеспечение средствами индивидуальной защиты

Ранее мы вам рассказали о том, что в отношении выдачи СИЗ законодательством установлены определенные нормы (см. подраздел 4.2 на с. 33). Однако предприятия не всегда в них «вписываются». Так, в некоторых случаях фактические условия труда вынуждают работодателя выдавать работникам СИЗ в дополнительном объеме, т. е. сверх установленных Норм бесплатной выдачи СИЗ. Как быть в таком случае? Давайте смотреть.

По общему правилу работодатель может выдавать работнику определенные СИЗ в дополнительном объеме к установленным нормам, если фактические условия труда этого работника требуют применения СИЗ в таких повышенных объемах ( ч. 4 ст. 8 Закона об охране труда и разд. VII Положения № 53). Но при этом он должен соблюсти определенные процедурные нюансы. Рассмотрим их.

Так, работодатель предварительно проводит аттестацию рабочих мест по условиям труда* или инструментальное исследование значений (уровней, концентраций) вредных и/или опасных факторов производственной среды, которых нельзя избежать, с помощью организационных, технических, технологических и других мероприятий или средств коллективной защиты ( п. 7.5 Положения № 53).

* О проведении аттестации рабочих мест см. в разделе 3 на с. 25.

Кроме того, ему нужно разработать План мероприятий по ОТ, включаемый в коллективный договор ( п. 7.2 Положения № 53). Составляет его работодатель при участии профсоюзной организации (при ее отсутствии — уполномоченного наемными работниками лица по ОТ). Цель этого мероприятия — обеспечить наибольший возможный уровень защиты работников от предполагаемых опасностей путем обеспечения дополнительными СИЗ с учетом специфики производства, технологических процессов, изменений в условиях труда и т. д.

При определении потребности в дополнительной выдаче СИЗ работодателю следует руководствоваться:

— Ориентировочным перечнем опасностей, при которых используются СИЗ ( приложение 2 к Положению № 53), — поможет определить существующие на рабочем месте опасные факторы: физические, химические, биологические и психофизиологические;

— Ориентировочным перечнем работ, которые требуют применения соответствующих СИЗ ( приложение 3 к Положению № 53), — для облегчения выбора СИЗ на каждом рабочем месте в зависимости от условий труда.

Результаты изучения опасностей на рабочем месте отражают в Таблице учета опасностей по обоснованию использования СИЗ ( приложение 4 к Положению № 53)

Кроме условий труда, дополнительную выдачу СИЗ могут повлечь и другие факторы. Наиболее распространенные случаи, требующие выдачи СИЗ сверх установленных Норм бесплатной выдачи СИЗ, приведем в табл. 4.3 на с. 42.

Таблица 4.3. Случаи, требующие сверхнормативной выдачи СИЗ

№ п/п

Случаи выдачи СИЗ в дополнительном объеме

Соответствующий пункт Положения № 53

1

Выдачи СИЗ в дополнительном объеме требуют фактические условия труда работника

П. 7.1

Такая выдача должна быть предусмотрена коллективным договором.

2

Условия и характер работы требуют выдачи работникам СИЗ, не указанных в Нормах бесплатной выдачи СИЗ, но предусмотренных другими нормативно-правовыми актами по ОТ

П. 3.5

Какие это могут быть СИЗ, см. на с. 38.

3

Выдача работникам двух комплектов СИЗ на два срока ношения

П. 4.1

4

Выдача работникам СИЗ взамен досрочно изношенных не по вине работника, испорченных или пропавших из установленных мест хранения (на условиях, предусмотренных в коллективном договоре)

Пп. 4.3 и 4.4

5

Выдача работникам дежурных СИЗ, сроки ношения которых в зависимости от характера работ и условий труда устанавливает работодатель по согласованию с профсоюзной организацией предприятия (уполномоченным трудовым коллективом по вопросам ОТ)

П. 4.6

6

Выдача работникам, совмещающим профессии или работающим по совместительству, кроме СИЗ, выдаваемых по основной профессии, СИЗ, предусмотренных нормативно-правовыми актами для выполнения работ по профессии по совместительству или при совмещении с учетом сроков их годности

П. 4.13

7

Выдача работникам двух или трех комплектов СИЗ для удобства проведения процедур по очистке (химочистке), стирке, обеспыливанию, дегазации, дезактивации, дезинфекции и т. п.

П. 6.7

4.6. Учет средств индивидуальной защиты

Бухгалтерский учет

СИЗ могут иметь разные стоимости и разные сроки полезного использования. От этих показателей и будет зависеть их дальнейший учет. Так, исходя из срока эксплуатации СИЗ относят либо к оборотным, либо к необоротным активам.

В свою очередь, «необоротные» СИЗ в зависимости от стоимости учитывают либо в составе основных средств (далее — ОС), либо в составе малоценных необоротных материальных активов (далее — МНМА). В идентификации СИЗ и их учете поможет разобраться табл. 4.4 (см. с. 43).

Таблица 4.4. Бухгалтерский учет СИЗ

Срок эксплуатации и стоимость СИЗ

Счет/субсчет бухучета

Особенности бухучета

Срок эксплуатации (ношения) превышает 1 год (нормальный операционный цикл, если его продолжительность более года), а стоимость не превышает стоимостный критерий*, установленный на предприятии для разграничения ОС и МНМА

Субсчет 112 «Малоценные необоротные материальные активы»

Учет СИЗ, отнесенных в состав МНМА или ОС, ведут по правиламП(С)БУ 7**. При приобретении их зачисляют на баланс по первоначальной стоимости ( п. 7 П(С)БУ 7).

Амортизируют стоимость МНМА одним из методов, установленных в приказе об учетной политике ( п. 27 П(С)БУ 7):

— прямолинейным;

— производственным;

— 50 % стоимости в первом месяце использования и 50 % — в месяце списания с баланса;

— 100 % стоимости в первом месяце использования.

Стоимость СИЗ, признанных в бухучете ОС, амортизируют одним из методов, установленных пп. 1 — 5 п. 26

П(С)БУ 7.

Начисление амортизации отражают такой проводкой: Дт 23, 91, 92, 93, 94 — Кт 131, 132.

Списывают СИЗ с баланса следующими проводками:

Дт 131, 132 — Кт 109, 112;

Дт 976 — Кт 109

Срок эксплуатации (ношения) превышает 1 год (нормальный операционный цикл, если его продолжительность более года), а стоимость превышает стоимостный критерий*, установленный на предприятии для разграничения ОС и МНМА

Субсчет 109

«Прочие основные средства»***

* Предприятие может установить такой стоимостный критерий на «налоговом» уровне. Напомним: на сегодняшний день он составляет 6000 грн.( п.п. 14.1.138 НКУ). Однако это необязательно.

** Для документального оформления операций с СИЗ, которые относятся к ОС или МНМА, помимо Личной карточки, применяют первичные документы для учета ОС, утвержденные приказом Минстата от 29.12.95 г. № 352: Акт приема-передачи (внутреннего перемещения) основных средств (типовая форма № ОЗ-1), Акт списания основных средств (типовая форма № ОЗ-3) и др.

*** Не будет ошибкой учитывать «необоротные» СИЗ стоимостью свыше 6000 грн. на субсчете 117 «Прочие необоротные материальные активы». При этом помните: амортизировать стоимость таких активов можно только прямолинейным и производственным методами ( п. 27 П(С)БУ 7).

Срок эксплуатации (ношения) не превышает 1 года или нормального операционного цикла, если его продолжительность более года (независимо от стоимости)

Счет 22 «Малоценные и быстроизнашивающиеся предметы»

Такие СИЗ учитывают в составе запасов по правилам П(С)БУ 9. При приобретении их зачисляют на баланс по первоначальной стоимости ( п. 8 П(С)БУ 9), определенной в соответствии с этим стандартом. При отпуске таких СИЗ в эксплуатацию* их стоимость списывают на счета учета расходов (Дт 23, 91, 92, 93, 94 — Кт 22). Далее ведут только количественный аналитический учет таких СИЗ в разрезе ответственных лиц и мест эксплуатации ( п. 23 П(С)БУ 9)

* Выдачу СИЗ работникам и их возврат отражают в Личной карточке учета специальной одежды, специальной обуви и других средств индивидуальной защиты (СИЗ), форма которой приведена в приложении 1 к Положению № 53.

Выдачу и прием на хранение тех СИЗ, которые в процессе эксплуатации подлежат периодической сдаче на хранение работодателю, можно оформлять с помощью Ведомости учета выдачи (возврата) спецодежды, спецобуви и предохранительных приспособлений (типовая форма № МШ-7).

Если СИЗ стали не пригодными для дальнейшего использования, то их списание оформляют

Актом на списание малоценных и быстроизнашивающихся предметов (типовая форма № МШ-8).

Типовые формы № МШ-7 и № МШ-8 утверждены приказом Минстата от 22.05.96 г. № 145.

Налоговый учет

Налог на прибыль. Что касается малодоходных предприятий*, которые добровольно не рассчитывают разницы, предусмотренные разд. ІІІ НКУ, то им с налоговоприбыльным учетом заморачиваться не придется. Ведь, напомним, объект обложения налогом на прибыль они определяют на основании бухгалтерского финрезультата до налогообложения без каких-либо обязательных корректировок. Следовательно, их ориентир — исключительно бухгалтерский учет.

* Какие предприятия считаются малодоходными, см. на с. 30.

А вот высокодоходные предприятия обречены на корректировку бухгалтерского финрезультата до налогообложения на разницы, определенные разд. ІІІ НКУ, в частности на разницы, возникающие при начислении амортизации необоротных активов. А это означает, что высокодоходникам в налоговоприбыльных целях придется разделять СИЗ по тому же принципу, что и в бухучете (см. выше). То же самое касается и предприятий-малодоходников, которые добровольно приняли решение о корректировке финансового результата на разницы.

«Оборотные» СИЗ (независимо от стоимости). Напомним: в бухучете СИЗ с ожидаемым сроком полезного использования не более одного года учитывают в составе запасов. При этом какие-либо разницы по оборотным активам в НКУ не предусмотрены. А значит, все предприятия независимо от уровня их доходности в этом случае полностью ориентируются на бухгалтерский учет.

«Необоротные» СИЗ стоимостью свыше 6000 грн.** Случай, безусловно, редкий, но возможный. В налоговом учете такие СИЗ включают в состав основных средств группы 9 «Прочие основные средства» ( п.п. 138.3.3 НКУ). Это значит, что предприятия-высокодоходники должны организовать отдельный налоговый и бухгалтерский учет таких СИЗ и отдельно рассчитывать их налоговую и бухгалтерскую амортизацию. Для определения объекта налогообложения предприятие увеличивает бухгалтерский финрезультат на сумму бухгалтерской амортизации и тут же уменьшает его на сумму налоговой амортизации. Получается, что на объект налогообложения высокодоходника повлияет только амортизация, определенная по правилам НКУ.

** Напомним, что именно такой стоимостный критерий для разграничения ОС и МНМА установлен для целей налогового учета п.п. 14.1.138 НКУ.

Налоговую амортизацию начисляют ежемесячно в течение установленного предприятием срока полезного использования объекта, который для группы 9 ОС должен быть не менее 12 лет. А вот бухгалтерскую амортизацию рассчитывают исходя из срока полезного использования, установленного предприятием при зачислении СИЗ на баланс.

Кроме того, разницы придется рассчитывать и в случае ликвидации рассматриваемых СИЗ.

Так, п. 138.1 НКУ предусматривает обязанность высокодоходников и малодоходников-добровольцев при списании объекта ОС увеличивать бухфинрезультат на сумму бухгалтерской остаточной стоимости ликвидируемого объекта, а п. 138.2 НКУ предписывает уменьшать финрезультат на сумму налоговой остаточной стоимости ликвидируемого объекта ОС.

«Необоротные» СИЗ стоимостью не более 6000 грн. В налоговом учете, как и в бухгалтерском, такие СИЗ относят к МНМА. При этом письма ГФСУ от 05.02.2016 г. № 2457/6/99-99-19-02-02-15от 18.07.2016 г. № 15389/6/99-99-15-02-02-15 и от 19.01.2017 г. № 1000/6/99-99-15-02-02-15 указывают на то, что

амортизационную разницу по таким активам считать не нужно

А значит, курс необходимо держать исключительно на бухгалтерский учет.

НДС. Сумму «входного» НДС, уплаченного в составе стоимости СИЗ, предприятие при наличии зарегистрированной в ЕРНН налоговой накладной относит в состав налогового кредита по НДС на основании п. 198.1 НКУ. Напомним, что право на налоговый кредит возникает по правилу первого события: на дату получения СИЗ или на дату их оплаты.

Выдача работникам СИЗ не считается поставкой (право собственности на СИЗ остается за работодателем и к работнику не переходит), а потому такая операция не сопровождается начислением налоговых обязательств по НДС. На это указывают и налоговики в письме ГФСУ от 08.12.2015 г. № 26675/10/28-10-06-11 и в консультации из категории 101.06 БЗ*. Причем этот вывод справедлив в отношении как нормативных, так и сверхнормативных объемов выдачи СИЗ.

* База знаний, размещенная на официальном сайте ГФСУ: zir.sfs.gov.ua.

Не облагается НДС и операция по списанию полностью изношенной спецодежды.

Важно! При выдаче работникам СИЗ сверх установленных норм необходимо доначислить «компенсирующие» обязательства по НДС на основании п.п. «г» п. 198.5 НКУ. Это связано с тем, что сверхнормативная выдача работникам СИЗ для целей НДС-учета расценивается как их нехозяйственное использование. При этом, по нашему мнению, указанное не касается выдачи СИЗ в дополнительных объемах по Положению № 53.

Заметим также, что суммы НДС, начисленные (уплаченные) в связи с осуществлением расходов на содержание СИЗ (в частности, на стирку, химчистку, ремонт), попадут в налоговый кредит по НДС на общих основаниях.

НДФЛ. Согласно п.п. 165.1.9 НКУ стоимость специальной одежды, специальной обуви и других СИЗ, которыми работодатель обеспечивает плательщика налога согласно Закону об охране трудане включают в общий месячный (годовой) налогооблагаемый доход работника. Порядок обеспечения, перечень и предельные сроки использования специальной одежды, специальной обуви и других СИЗ устанавливаются КМУ и/или отраслевыми нормами бесплатной выдачи СИЗ.

Таким образом, не включать стоимость бесплатно выданных СИЗ в состав налогооблагаемого дохода работников и не облагать их НДФЛ можно при соблюдении таких условий:

1) СИЗ выдает предприятие-работодатель своему работнику;

2) выдача СИЗ обусловлена требованиями Закона об охране труда;

3) СИЗ выдают по типовым и отраслевым нормам в соответствии с требованиями Положения № 53.

То есть

стоимость СИЗ в пределах норм НДФЛ не облагают

Подтверждают это и налоговики в письмах ГФСУ от 27.02.2012 г. № 3000/6/17-1115, от 08.12.2015 г. № 26675/10/28-10-06-11, а также в консультации, размещенной в категории 103.04 БЗ.

Кроме того, на наш взгляд, не является базой обложения НДФЛ стоимость СИЗ, выдаваемых в дополнительных объемах в случаях, предусмотренных Положением № 53.

Также не удерживают НДФЛ с суммы компенсации расходов работников на приобретение СИЗ, если установленные сроки их выдачи нарушены и работник был вынужден приобрести спецодежду, спецобувь и другие СИЗ за собственные средства. Однако учтите: для необложения НДФЛ такие расходы должны быть документально подтверждены.

Какое-то из условий, перечисленных в п.п. 165.1.9 НКУ, не выполняется? Тогда стоимость СИЗ включайте в совокупный налогооблагаемый доход работника и облагайте НДФЛ по ставке 18 %.

Причем заметьте: поскольку в этом случае имеет место неденежная форма предоставления дохода, базу налогообложения необходимо рассчитывать с применением «натурального» коэффициента, установленного п. 164.5 НКУ. При ставке налога 18 % величина коэффициента составляет 1,219512.

В форме № 1ДФ стоимость СИЗ, не облагаемую НДФЛ, показывают с признаком дохода «136». А вот информацию о стоимости СИЗ, бесплатно предоставленных с нарушением требований п.п. 165.1.9 НКУ, и об удержанной с нее сумме налога отражают как дополнительное благо с признаком дохода «126».

ВС. Военный сбор в этом случае не отстает от НДФЛ. Напомним, что п.п. 1.7 п. 161 подразд. 10 разд. ХХ НКУ освобождает от обложения ВС доходы, которые согласно разд. IV НКУ не включаются в общий налогооблагаемый доход физлиц, кроме отдельных исключительных случаев. При этом стоимость бесплатно полученных работниками от работодателя СИЗ в такие исключения не попадает.

Следовательно, стоимость СИЗ, выданных с соблюдением требований Закона об охране труда и в соответствии с Положением № 53не включают в налогооблагаемый доход работника, а значит, ВС с нее не удерживают. А вот при сверхнормативной выдаче СИЗ ее стоимость придется обложить ВС по ставке 1,5 %.

ЕСВ. Напомним: в базу начисления ЕСВ включают, в частности, суммы начисленной заработной платы по видам выплат, состоящих из основной и дополнительной заработной платы, других поощрительных и компенсационных выплат, в том числе в натуральной форме, определяемых согласно Закону об оплате труда.

При этом п. 3.19 Инструкции № 5 прямо указывает на то, что стоимость выданной работникам в соответствии с действующими нормами спецодежды, спецобуви и других СИЗ не относится к фонду оплаты труда. Следовательно,

стоимость СИЗ в пределах установленных норм не является объектом для начисления ЕСВ

Также не является базой начисления ЕСВ сумма компенсации, выплачиваемой работнику в том случае, когда он был вынужден приобрести СИЗ за собственные средства.

Рассмотрим пример.

Пример 4.1. Строительное предприятие приобрело и выдало работникам в пределах норм:

1) 8 брюк хлопчатобумажных на утепленной подкладке. Стоимость одних брюк — 360 грн. (в том числе НДС — 60 грн.). Нормативный срок ношения брюк — 36 месяцев;

2) комплект спецодежды арматурщика стоимостью 1500 грн. (в том числе НДС — 250 грн.), в том числе:

— костюм брезентовый стоимостью 960 грн. (в том числе НДС — 160 грн.);

— ботинки кожаные — 450 грн. (в том числе НДС — 75 грн.);

— каска — 90 грн. (в том числе НДС — 15 грн.).

Срок ношения костюма и ботинок — 12 месяцев, а каски — до износа (на предприятии установлен срок службы 1 год).

Амортизацию МНМА предприятие начисляет в размере 100 % стоимости в первом месяце их использования.

Покажем отражение вышеуказанных операций в учете (см. табл. 4.5 на с. 47).

Таблица 4.5. Учет приобретения и выдачи СИЗ

№ п/п

Содержание хозяйственной операции

Корреспонденция счетов

Сумма,

грн.

Дт

Кт

Приобретение СИЗ

1

Произведена предоплата поставщику за спецодежду (360,00 грн./шт. х 8 шт. + 1500,00 грн.)

371

311

4380,00

2

Отражен налоговый кредит по НДС (при наличии зарегистрированной в ЕРНН налоговой накладной)

644/1

644/НДС

730,00

641/НДС

644/1

3

Получены брюки на склад

153

631

2400,00

4

Получен на склад комплект спецодежды для арматурщика

22

631

1250,00

5

Списана сумма налогового кредита по НДС

644/НДС

631

730,00

6

Произведен зачет задолженностей

631

371

4380,00

Выдача СИЗ

7

Выданы брюки работникам

112

153

2400,00

8

Выдан комплект спецодежды арматурщику

91

22

1250,00

9

Начислена амортизация в размере 100 % стоимости в первом месяце использования брюк

91

132

2400,00

4.7. Налогообложение СИЗ, не возвращенных работником при увольнении

На предприятии может возникнуть ситуация, когда работник, получивший СИЗ, увольняется до истечения срока их использования и при этом не возвращает их предприятию. Как это повлияет на налоговый учет такого работодателя? Узнайте прямо сейчас.

Налоговый учет в такой ситуации будет зависеть от того, компенсирует работник стоимость невозвращенных СИЗ или нет. Рассмотрим оба варианта развития событий.

Если работник компенсирует стоимость невозвращенных СИЗ

Налог на прибыль. Высокодоходники и малодоходники-добровольцы в такой ситуации должны учитывать нормы пп. 138.1и 138.2 НКУесли невозвращенные СИЗ относятся к ОС. Дело в том, что компенсация работником стоимости невозвращенных СИЗ в целях обложения налогом на прибыль будет приравнена к их продаже. А указанные пункты НКУ требуют в случае осуществления такой операции финансовый результат до налогообложения:

— увеличивать на сумму остаточной стоимости такого объекта, рассчитанной по бухгалтерским правилам;

— уменьшать на сумму остаточной стоимости объекта, рассчитанной по правилам налогового учета.

В остальном нужно ориентироваться на бухгалтерский учет.

НДС. Как поступить в такой ситуации с НДС, фискалы разъясняют в своей консультации, приведенной в категории 101.06 БЗ. Так, по их мнению, при компенсации работником стоимости не возвращенных им СИЗ необходимо начислить налоговые обязательства по НДС исходя из базы налогообложения, определенной ст. 188 НКУ. При этом базу налогообложения согласно п. 188.1 этого Кодекса определяют исходя из договорной стоимости, но не ниже цены приобретения товаров/услуг и балансовой (остаточной) стоимости необоротных активов по данным бухучета на начало периода, в котором осуществляется операция.

В то же время, на наш взгляд, такой вариант подходит только для ситуации, когда работодатель и работник договорились о реализации последнему СИЗ.

А если такой договоренности нет? В этом случае, по нашему мнению, вопрос с НДС должен решаться точно так же, как и при обычной ликвидации необоротных активов или списании не пригодных к использованию оборотных активов.

То есть, если речь идет о «необоротных» СИЗ, которые учитываются в составе ОС, при их списании нужно руководствоваться правилами п. 189.9 НКУ. Согласно этой норме ликвидация по самостоятельному решениюналогоплательщика для целей НДС приравнивается к поставке. Базу налогообложения определяют исходя из обычных цен, но не ниже балансовой стоимости на момент ликвидации.

Вместе с тем п. 189.9 НКУ предусматривает исключения из общего правила начисления «ликвидационного» НДС. Так, для неначисления налоговых обязательств предприятию следует предоставить в орган ГФСУ Акт на списание основных средств (форма № ОЗ-3) и другие документы, подтверждающие тот факт, что ликвидация объекта ОС осуществляется без согласияпредприятия, а по причине невозврата СИЗ работником (например, таким документом может быть акт специальной комиссии, созданной на предприятии).

Что касается «компенсирующих» налоговых обязательств на основании п.п. «г» п. 198.5 НКУ, то они в случаях, предусмотренных п. 189.9 НКУ, не начисляются.

При списании «необоротных» СИЗ, учитываемых в составе МНМА, п. 189.9 НКУ не применяется, поскольку он касается только основных средств

Однако в случае «досрочного списания» МНМА налоговики могут потребовать начислить налоговые обязательства по НДС на основании п.п. «г» п. 198.5 НКУ (см. категорию 101.02 БЗ)*. Напомним, что НДС-обязательства в таком случае начисляют исходя из балансовой (остаточной) стоимости необоротных активов, сложившейся на начало периода осуществления операции ( п. 189.1 НКУ). Так что по досрочно списываемым МНМА, амортизируемым методом «50 %/50 %», безопаснее будет НДС-обязательства все-таки начислить. Гораздо выгоднее, когда МНМА амортизируем методом «100 %» — у них остаточная стоимость равна нулю.

* Мы против такого подхода. Указанные активы после ввода в эксплуатацию уже поучаствовали в хоздеятельности, а значит, никаких оснований «наказывать» предприятие дополнительными налоговыми обязательствами в таком случае нет.

Ну и наконец, при списании «оборотных» СИЗ также не исключен вариант, что налоговики захотят увидеть «компенсирующие» налоговые обязательства по п. 198.5 НКУ исходя из стоимости приобретения. И хотя, на наш взгляд, такой подход не соответствует требованиям законодательства (СИЗ уже поучаствовали в хоздеятельности предприятия — они уже списаны на расходы по факту выдачи работникам), решение «начислять» или «не начислять» остается за вами.

НДФЛ, ВС и ЕСВ. При возмещении работником стоимости не возвращенных им СИЗ никакого дохода у него не возникнет, а значит, и объекта обложения НДФЛ и ВС не будет. Касательно НДФЛ это отмечают и фискалы в своем разъяснении, приведенном в категории 103.04 БЗ. Объекта начисления ЕСВ в этом случае также нет.

Если работник не компенсирует стоимость невозвращенных СИЗ

Налог на прибыль. Невозвращенные СИЗ, стоимость которых работодатель «прощает» работнику, по сути, являются бесплатно переданными.

Каких-либо налоговых разниц по бесплатной передаче оборотных активов и МНМА физическим лицам разд. ІІІ НКУ не предусматривает. А значит, как малодоходники, так и высокодоходники при определении объекта обложения налогом на прибыль будут ориентироваться исключительно на бухгалтерский финрезультат.

Что касается СИЗ, включенных в состав ОС, то здесь действуют те же правила, что и при их реализации, ведь безвозмездная передача подпадает под налоговое определение продажи ( п.п. 14.1.202 НКУ). В связи с этим высокодоходники и малодоходники-добровольцы должны рассчитать налоговые разницы на основании абзаца четвертого п. 138.1 и абзаца третьего п. 138.2 НКУ. То есть следует увеличить финрезультат на остаточную стоимость СИЗ, определенную по бухгалтерским правилам, и уменьшить на остаточную стоимость, рассчитанную согласно НКУ. Аналогичный вывод следует из письма ГФСУ от 04.03.2016 г. № 4911/6/99-99-19-02-02-15.

НДС. В этой ситуации от начисления налоговых обязательств по НДС не уйти. Это связано с тем, что здесь имеет место бесплатная передача СИЗ работнику, которая в соответствии с п. 185.1 и п.п. 14.1.191 НКУ попадает в объект обложения НДС. Базу налогообложения в этом случае определяют в соответствии с п. 188.1 упомянутого Кодекса.

То есть налоговые обязательства следует начислять исходя из:

— цены приобретения — если СИЗ отнесены в состав МБП;

— балансовой (остаточной) стоимости по данным бухучета на начало периода, в котором осуществляется операция, — если СИЗ определены как необоротные активы (ОС или МНМА).

Кроме того, в этом случае налоговики, скорее всего, будут также говорить о том, что СИЗ использованы в нехозяйственных целях. И здесь возникает риск дополнительного начисления «компенсирующих» налоговых обязательств на основании п.п. «г» п. 198.5 НКУ (см. с. 48).

Причем, если в прошлом году фискалы излагали либеральное мнение о неначислении двойных налоговых обязательств при бесплатных передачах (см., например, письма ГФСУ от 05.09.2016 г. № 19171/6/99-99-15-03-02-15 и от 13.09.2016 г. № 19830/6/99-95-42-01-15), то в этом году появилось письмо ГФСУ от 12.01.2017 г. № 408/6/99-99-15-03-02-15, в котором вновь упоминалось о начислении налоговых обязательств на основании и п. 185.1 и п. 198.5 НКУ*. Поэтому лучше подстраховаться индивидуальной налоговой консультацией. Получить нефискальный ответ поможет ссылка на консультацию в категории 101.05 БЗ.

* Подробнее об НДС-учете бесплатных передач см. «Налоги и бухгалтерский учет», 2017, № 22, с. 8.

НДФЛ и ВС. Стоимость невозвращенных СИЗ следует рассматривать как дополнительное благо, полученное от работодателя. А такой доход в соответствии с п.п. «е» п.п. 164.2.17 НКУ подлежит обложению НДФЛ. При этом учтите:

поскольку такой доход имеет неденежную форму, необходимо применить «натуральный» коэффициент

Напомним: при ставке НДФЛ 18 % величина такого коэффициента составляет 1,219512.

На тот факт, что стоимость невозвращенных СИЗ, по которым не закончился срок использования, увеличивает налогооблагаемый доход работников, указывают и налоговики (см. консультацию в категории 103.02 БЗ, а также письмо Миндоходов от 18.09.2013 г. № 11298/6/99-99-17-02-01-15).

В форме № 1ДФ такой доход отражают с признаком дохода «126».

Уйти от налогообложения может помочь п.п. 165.1.55 НКУ. В соответствии с этим подпунктом сумма задолженности, списанной кредитором по его самостоятельному решению до окончания срока исковой давности, в размере, не превышающем 25 % минзарплаты (в расчете на год), установленной на 1 января отчетного налогового года (в 2017 году — 800 грн.), не включается в налогооблагаемый доход физлица-должника.

И только то, что выше этой величины, является налогооблагаемым доходом работника. НДФЛ с него физлицо обязано уплатить самостоятельно по итогам годового декларирования.

Однако учтите: для применения этой льготы работодатель должен письменно уведомить работника о списании задолженности ( п.п. «д» п.п. 164.2.17 НКУ) и включить сумму аннулированного долга в Налоговый расчет по форме № 1ДФ.

В разделе I указанного расчета сумму прощенного долга (его часть) отражают следующим образом (см. разъяснение в категории 103.25 БЗ):

— не облагаемую на основании п.п. 165.1.55 НКУ — с признаком дохода «127»;

— вошедшую в состав налогооблагаемого дохода в виде допблага — с признаком дохода «126». При этом кредитор (работодатель), выполнивший уведомительные требования п.п. «д» п.п. 164.2.17 НКУв графах 4а и 4 проставит нули, а не выполнивший их — суммы удержанного и уплаченного НДФЛ.

В таком же порядке стоимость не возвращенных работником СИЗ облагают и ВС ( пп. 1.2 и 1.7 п. 161 подразд. 10 разд. ХХ НКУ). То есть стоимость СИЗ, не включаемую в налогооблагаемый доход, не облагают ВС. Если же стоимость невозвращенных СИЗ облагается НДФЛ, то из нее удерживают и ВС.

ЕСВ. В случае, когда работодатель принимает решение о прощении долга за не возвращенные работником СИЗ до увольнения последнего, существует вероятность того, что налоговики будут настаивать на включении таких сумм в базу обложения ЕСВ (см., в частности, «Вестник Министерства доходов и сборов Украины», 2014, № 21, с. 39).

Действительно, в Перечне № 1170 среди доходов, на которые не начисляется ЕСВ, стоимость невозвращенных СИЗ не указана. Но это не единственный критерий.

Как мы указывали ранее, база обложения ЕСВ включает, в частности, сумму начисленной заработной платы по видам выплат, состоящих из основной и дополнительной заработной платы, других поощрительных и компенсационных выплат, в том числе в натуральной форме, определяемых согласно Закону Украины «Об оплате труда» от 24.03.95 г. № 108/95-ВРПоэтому заглянем в разд. 2 Инструкции № 5, который устанавливает составляющие фонда оплаты труда.

В п.п. 2.2.11 Инструкции № 5 упоминается форменная одежда и обмундирование, которые остаются в личном постоянном пользовании работников. Однако о спецодежде, спецобуви и других СИЗ там нет ни слова. А значит, они не включаются в состав выплат, формирующих фонд оплаты труда предприятия, и не должны облагаться ЕСВ.

Но чтобы вопрос с ЕСВ не возникал вообще, советуем «прощать» стоимость невозвращенных СИЗ уже после увольнения работника. Поскольку такое лицо на этот момент не будет являться работником предприятия (а значит, и застрахованным лицом), то и начислять ЕСВ не придется.

ВЫВОДЫ

  • Работников, занятых на работах, связанных с загрязнением или неблагоприятными метеорологическими условиями, с вредными и опасными условиями труда, а также на разовых работах, связанных с ликвидацией последствий аварий и стихийного бедствия, работодатели обеспечивают СИЗ.
  • Обязательный минимум бесплатной выдачи СИЗ с определением их защитных свойств и сроков использования (ношения) устанавливают Нормы бесплатной выдачи СИЗ.
  • При обеспечении работников СИЗ работодатель должен учитывать требования Положения № 53.
  • В зависимости от стоимости СИЗ и срока их полезного использования они учитываются либо как МБП, либо как МНМА, либо как ОС.